Тайна красной воды или Гончарные произведения Аваноса

Роскошные тюльпаны, гвоздики, ирисы, удивительные сплетения винограда, лодка с натянутым парусом, которая едва теплится в морской дали, грациозные и гордые кони, разнообразие кораллово-красных, голубых и зеленых оттенков… Именно такие мотивы присущи турецкой керамике, которая чрезвычайно популярна в мире.

Зародившись на территории современной Турции в XIV–XIII веках до нашей эры, ещё во времена древней цивилизации хеттов, гончарство передавалось из поколения в поколение, приобретая со временем все большее развитие.

Путем истории

Начинаем путешествие в мир гончарства с настоящей сокровищницы древностей — Музея турецкой керамики в Стамбуле, здание которого является самым старым в городе — в 1473 году его возвел султан Мехмед II Завоеватель. Интересна история постройки: какое-то время здесь действовал Музей Императора, посещать который обычным людям запрещалось вплоть до 1953 года. Ныне Музей турецкой керамики является частью Археологического музея. Среди его экспозиций самые разнообразные виды посуды и лучшие керамические изделия, датируемые XVI веком — временем расцвета этого вида искусства в Турции, а также гончарные изделия времен сельджуков и османов. Всего в хранилищах хранится более двух тысяч произведений искусства.

Ходить комнатами музея можно часами. Взгляд приковывают terra sigillata — сосуды из белой и светло-серой глины, украшенные рельефным орнаментом и надписями. Оказывается, они сохранились еще с династии Омейядов. А таких причудливых рисунков листьев и крупных многолепестковых цветов, как на керамике, найденной на раскопках близ древнего города Самарра, вы точно больше нигде не увидите! Через несколько минут пребывания среди этих шедевров возникает странное ощущение, будто за тобой следит Дух истории. Его повсеместное присутствие — в древних экспонатах, в закоулках комнат, под потолком — неуловимо, как легкий аромат цветов, но от того не менее ощутимо.

История историей, но так хочется воочию увидеть саму технологию изготовления шедевров гончарства, а ещё больше — принять в ней участие! Вот хорошо было бы оказаться в каком-то древнем гончарном городе…

Город гончаров

Есть в Турции особые, неподвластные времени города. Как и сто лет назад, на их улицах царит тишина и покой, а местные жители более всего уважают труд. Один из таких городов — Аванос — стоит на берегу самой длинной в стране реки Кызыл-Ирмак, что в переводе означает «красная река». Такое название ей дали из-за цвета воды, который речному илу предоставляет железная руда.

История Аванос опять же возвращает нас к могущественной и развитой цивилизации хеттов (XVIII — XII века до н. э.), во времена существования которой на месте современного Аванос стоял город Ненасса. Именно его жители первыми открыли тайну красной речной глины. Оказалось, что это замечательное сырье для производства керамики. Первые ее образцы лепились вручную и обжигались на открытом огне. А с изобретением в III тысячелетии до нашей эры гончарного круга и печи гончарство становится основным видом деятельности местных жителей, которое прославило их на весь мир.

Почитание традиций

Современный Аванос называют гончарным центром всей Каппадокии — региона неземной красоты и космических ландшафтов. Гончарные традиции передаются здесь из поколения в поколение, поэтому местные мастера и в наше время применяют старинную гончарную технику, начатую еще хеттами.

В центре города, возле обшарпанных временем зданий, красуются рядами кувшины, тарелки, прямо здесь можно купить набор посуды или приобрести керамическую безделушку. За дверью этих небольших старинных зданий находим маленькие мастерские — лавочки, где от керамического добра разбегаются глаза. Внутри мало света, царит тишина и пахнет глиной. Здесь стоят несколько рабочих столов и обязательно подвальное помещение для хранения готовых изделий. В таких мастерских можно не только приобрести уникальную глиняную тарелку или кувшин, но и понаблюдать за самим процессом производства. У дверей мастерских за своими неизменными гончарными станками трудятся ремесленники, в умелых руках которых аморфные куски глины превращаются в сосуды удивительной формы. Трудно представить, что вся эта филигранная посуда с блестящей поверхностью и геометрическими рисунками, когда-то была обычным илом на дне реки.
Побродив крошечными мастерскими и изучив некоторые особенности ведения малого керамического бизнеса по-аваносскому, отправляемся в Guray Ceramic — одно из крупнейших и известнейших в Турции предприятий, которое производит лучшие образцы традиционной турецкой керамики. А поскольку такие изделия — настоящие произведения искусства, то о серийном производстве не может быть и речи.

Каждая тарелочка, каждый кувшин делается и расписывается вручную, поэтому процесс производства может занять несколько месяцев. Хозяйничает здесь керамических дел мастер Халит Гюрай, имя которого хорошо известно не только в Турции, но и далеко за её пределами. Кстати, в Париже он держит собственную галерею. Гюрай возглавляет семейный гончарный бизнес, которому уже около двухсот лет, дела переходят в наследство от отца к сыну.

От колеса к печи

Оказывается, изготовления гончарных изделий — работа длительная и кропотливая. Сначала глину (красную берут из реки Кызыл-Ирмак, а белую — с гор Каппадокии) смешивают с водой и настаивают несколько дней, пока она не приобретет нужную консистенцию. Далее специальным вакуумным прессом из нее выкачивают воздуха и дают «отдохнуть» около месяца. И только после этого, проходя через умелые руки мастера и гончарный круг, глина превращается в посуду.

Готовые изделия оставляют сохнуть несколько недель, а затем обжигают в печи десять часов подряд при температуре 950 градусов. К дровам добавляется солома, изюм и ещё кое-что, но это уже секрет. Большинство рисунков, наносимых на посуду, сохранились ещё с древних времен, некоторые из них пришли от хеттов, другие от сельджуков.

Чего здесь только нет: тарелки самых разнообразных форм и размеров с самыми изысканными орнаментами; сосуды для вина, которые сохраняют постоянную температуру — именно такие были в быту у хеттов; скульптуры богини плодородия и даже керамические иконы.

Купить хочется всего понемногу, ограничиваться приходится только содержимым кошелька. Очень дорогие изделия выпускаются в одном экземпляре или на заказ. Позолоченный сервиз, например, обойдется в кругленькую сумму — десять тысяч долларов, однако доставка будет бесплатной в любую страну мира.

Турецкую керамику, конечно же, можно приобрести и в крупных городах, но лучше приехать сюда, в исторический центр гончарства. Ведь только здесь вы увидите седовласого мастера-гончара и попробуете собственноручно слепить что-то из красной глины реки Кызыл-Ирмак.


Категория: Разное | Просмотров: 1686 | Дата: 2012-12-31
Смотрите также
Всего комментариев: 0
avatar

Последние темы форума

Последние комментарии

Пальто от производителя TM Almatti